Фотогалерея

Йога внутреннего огня. Результаты исследования 2016 года

С.Н.Терёшкин к.филол.н., Гранд доктор философии в области психологии, профессор МУФО ЦЭПиНМ «Возрождение» tereshkin.ru@list.ru, www.tereshkin.ru

Целью настоящей работы является изложение новых результатов, найденных автором в ходе исследования одной из специфических практик тибетской йоги, известной в Тибете как Йога внутреннего огня – Туммо йога (gTUM-MO).  Практика Туммо йоги, во время которой тибетские ламы высушивали на себе мокрые простыни при минусовой температуре,  описана в работах исследователей тибетского буддизма [1], [2], [3], [4], но до настоящего времени остается недостаточно изученной, в силу сложности выполнения. Например,  в «Йога кундалини упанишаде» приводится такая методика пробуждения внутреннего огня: «Когда апана, вверх идя, местопребывания огня достигает, тогда поднятым ветром пламя раздувается и вырастает. Тогда пришедшим огнем воспламеняется сама прана, потом непрерывным горением пламя охватывает все тело» [5. С.134] «Одним из свидетельств совершенства йогина является необычайная власть над стихиями, проявляющаяся, например в практике туммо. Туммо – одно из упражнений хатха йоги, базирующееся главным образом на контролировании дыхания» [3. С.98].

Рис. 1. Практика Туммо.




Йога внутреннего огня дошла до нашего времени в системе «Шести йог Наропы», которая восходит к высшим формам йоги буддийского тантризма – «Ануттара-йога тантре» [4]. Благодаря имеющимся описаниям медитативных и дыхательных упражнений, а также современному подходу к пониманию физиологических процессов  Йоги внутреннего огня, нам удалось повторить выполнение Туммо йоги. Однако задачей исследователя XXI  века является не только повторение, но и объяснение древних практик с точки зрения современных естественнонаучных представлений. В [1] и [2] приведены также некоторые медитативные и дыхательные упражнения,  вызывающие жар в теле. «Слово Туммо переводится как «жар», «тепло», но в тибетском языке оно обозначает не совсем обычное тепло» - пишет А. Дэвид-Неэль. И добавляет, что за попытками тибетцев объяснить природу этого тепла стоят предрассудки и самые невероятные представления о физиологии человека [2. С. 276].     В современных научных работах по физиологии и медицине нет такого понятия как Туммо. Однако, физиологические процессы, проявляющиеся во время этой практики, вполне укладываются в рамки известных понятий современной физиологии. В 50-е годы XX века в СССР физиологом К.С. Тринчером было опубликовано в монографии «Теплообразовательная функция и щелочность реакции легочной ткани» [6], что в некоторых условиях легкие человека могут выполнять не только респираторные, но и нереспираторные функции.  Например, через включение отдельных рефлексов возможен вызов сильного жара, который появляется вследствие непосредственного окисления липидов в крови в легких.  Описание явлений найденных К.С. Тринчером полностью совпадают с описанием явлений идентифицируемых в йоге как пробуждение внутреннего огня во время практики Туммо. По нашему мнению такие свойства легочной ткани и были  зафиксированы древними йогами и описаны в текстах, признанных в настоящее время классическими.  Наши исследования практики Туммо йоги 2004 – 2007 годов практически проверили и подтвердили действие открытого К.С. Тринчером рефлекса  пережигания липидов в крови в легких.  Эксперимент был впервые поставлен в марте 2004 года. В ходе эксперимента проводился забор крови из вены, затем выполнялась практика Туммо йоги в течение 10 минут. Затем проводился повторный забор крови из вены. Кровь подвергалась анализу на липидный спектр.  По результатам анализа у меня в крови было обнаружено превышение нормы содержания холестерина до 6,54 ммоль/л. После десятиминутной практики, в процессе которой я впервые рискнул сесть на морозе с мокрой футболкой на спине и высушил ее, анализ крови по липидному спектру зафиксировал понижение уровня холестерина до 6,14 ммоль/л (N 3.6 – 5.2). За период 2005 – 2007 годы, занимаясь практикой Туммо йоги, мне удалось практически восстановить нормальный уровень холестерина: анализ крови в ноябре 2005 года показал понижение количества общего холестерина до 5.4 ммоль/л, в апреле 2007 – до нормы: 5,1 ммоль/л. Кроме того, зафиксировано  понижение количества холестерина в крови до нормы по всем показателям (ЛПВП, ЛПНП, ЛПОНП). Кроме физиологических исследований состава крови, нами в марте 2007 года совместно с профессором К.Г. Коротковым впервые  проведены исследования практики Туммо методом биоэлекторграфии. В ходе эксперимента было выполнено шесть последовательных измерений 10 пальцев рук в исходном состоянии, и 8 измерений в процессе практики Туммо. Измерения проводились с интервалом в 3 минуты.  В общей сложности практика Туммо, в процессе которой была высушена мокрая простынь на спине, заняла 20 минут. В программе ГРВ Чакра были вычислены значения всех чакр. Было показано, что наибольшая активация в ходе практики Туммо приходится на манипура чакру [7. С.137]. И это не случайно. Именно с манипура чакрой связана энергия огня, которая активизируется во время практики Туммо. Результаты наших исследований были представлены в виде докладов на Конгрессах по Биоэлектрографии в 2007, 2008 гг., на VI Всемирном научном конгрессе 2014 г. и опубликованы в статьях [7], [8], [9]. Изложим краткие выводы по результатам исследований:
1. Применение открытого К.С. Тринчером рефлекса неферментативного окисления липидов крови позволяет ввести практику Туммо йоги в границы современных естественнонаучных представлений.
2. Результаты анализа крови на липидный спектр показывают, что практика Туммо йоги способствует понижению количества холестерина в крови и может быть весьма полезна для профилактики и немедикаментозного лечения атеросклероза.
3. Найденный результат – понижение общего холестерина в крови в границы нормы, подтверждает возможность обратимости биологических процессов.  4. Применение метода биоэлектрографии в исследовании практики Туммо йоги позволило зафиксировать значительное увеличение энергетического потенциала организма.  Однако йога внутреннего огня, согласно классическим буддийским текстам [4], существует в двух вариантах: Туммо и Кармамудра. Практика Туммо связана с введением энергии в задний срединный канал техниками пранаямы.

Рис.2. Практика Кармамудра. 




Практика Кармамудры в буддийском тантризме связана с пробуждением сексуальной энергии и введением ее в задний срединный канал в процессе оргастических состояний. Для практики Кармамудры необходима женщина, партнерша, искусная в йоге и Тантре. Необходимо отметить, что включение оргастических состояний в этом случае идет не в процессе полового акта, а на уровне энергетики. Возможность включения оргастических состояний у женщин на уровне энергетики легким касанием руки и даже взглядом описана в [10]. В этот момент практикующая женщина поднимает энергию по позвоночнику, вследствие чего появляется ощущение такого жара в теле, что практикующая высушивает мокрую простынь на спине при минусовой температуре за 10-15 минут. 

Рис.3. Практика Кармамудра 




Благодаря работам К.С. Тринчера Йогу внутреннего огня можно ввести в границы естественнонаучных представлений, в основе которых лежит рефлекс включения неферментативного окисления липидов с выделением тепла. А если существует такой рефлекс, значит, он может включаться у любого человека. Также могут существовать разные методы включения этого рефлекса. Нами переоткрыты и исследованы психотехники трех направлений. В частности психотехники Туммо и Кармамудры, которые описаны в переведенных буддийских источниках и в наблюдениях исследователей тибетской культуры и буддизма в XX веке.  Йога внутреннего огня была также известна боевых искусствах, например,   в психотехниках ниндзюцу, открывавших у  воинов ниндзя способность часами находиться в холодной воде. В корейских боевых искусствах средних веков существовал стиль Ю-Суль с системой психотренингов под названием чхарёк (букв. – заимствование сил). В основе ее лежала древняя концепция единства человека и природы, которая служила для человека неисчерпаемым источником энергии. Психотехники этой системы позволяли практикующим проводить медитации под ледяными струями водопадов [11 с. 379]. Корни психотехник внутренних стилей всех боевых искусств также лежат в древней Боевой Йоге.

Рис.4. Практика Сай Мин Дзюцу


В экспериментах 2016 года мы поставили следующие цели:
I. Проверить эффективность различных психотехник Йоги внутреннего огня для достижения результата -  высушить мокрую простынь на спине:  

1. Психотехниками Тибетской йоги (gTUM-MO)

Рис.5. Практика Туммо. Выполнение Наули. 




 
2. Психотехниками Кармамудры (работа с сексуальной энергией) 

Рис. 6. Практика Кармамудра.




 
3. Психотехниками боевых искусств (сай мин дзюцу – боевая йога) 
 
Рис. 7. Практика Сай Мин Дзюцу. 

  
II. Проверить энергетический потенциал организма в результате применения различных психотехник Йоги внутреннего огня методом Биоэлектрографии.
Исследования трех психотехник Йоги внутреннего огня проходили в феврале 2016 года в группе из девяти человек. Положительное воздействие этой практики на организм человека было зафиксировано нами совместно с проф. К.Г. Коротковым методом Биоэлектрографии еще в 2007 году. Однако это были единичные эксперименты, поскольку сама практика достаточно сложная и требует специальной подготовки. За последние годы в Центре ЭПиНМ «Возрождение» нами была подготовлена экспериментальная группа практикующая йогу  для выполнения этой практики. Исследование Йоги внутреннего огня в группе практикующих позволяет перевести результаты исследований от единичных до статистически значимых. Исследования проводились на приборе «ГРВ Камера». В исследовании участвовало 9 человек – 5 женщин и 4 мужчин. Измерялись пальцы рук с фильтром и без фильтра до начала практики и пальцы рук без фильтра сразу после проведения практики.  У руководителя группы измерения проводились до начала практики, в процессе проведения практики и сразу после практики.    

Рис.8. Измерение участников эксперимента:
а. до начала практики Туммо 

б. и в. после практики Туммо. 




Рис. 9. Измерение руководителя группы в процессе практики Туммо.


  Результаты исследований методом Биоэлектрографии подтверждают объективность положительного воздействия психотехник Йоги внутреннего огня  на энергетическое состояние организма всех участников эксперимента.
Наши эксперименты 2016 года подтверждают возможность использования разных психотехник, относящихся к Йоге внутреннего огня. Все участники, без какого-либо вреда для здоровья просидели в течение сорока минут во время сильного ветра и снегопада при минусовой температуре с мокрыми простынями на спине и высушили их жаром своего тела.  

Рис. 10. Условия эксперимента осложнились плохой погодой – снегопад и ветер. 


 
Описание результатов:  
1. Все испытуемые на начало эксперимента были в спокойном эмоциональном состоянии;  
2. У всех испытуемых интегральная площадь без фильтра снизилась в процессе эксперимента. Это логично, потому что испытуемые затратили энергию в процессе практики. При этом все участники после проведения экспериментов субъективно отмечали прилив энергии, жизненных сил, повышение работоспособности. Что говорит о том, что в организме запущены длительные процессы преобразования энергии.  
 
Рис. 11. Пример изменения состояния энергетического поля испытуемого до и после проведения практики Туммо. 


3. Интересные результаты были получены при оценке интегральной энтропии – параметра, который характеризует реакцию адаптации к нагрузкам (Таблица 1.) 

Таблица 1.
Изменения интегральной энтропии в процессе проведения эксперимента. 

 Испытуемые данные

левая рука 
энтропия

правая рука
энтропия
Результат  
Гапеева А.до2,271,7Реакция адаптации сбалансирована
после1,952,01
разность 
 до/после
0,32-0,31
Иванова И.

 до 

2,072,15

Реакция адаптации сбалансирована
и нормализована

после1,81,98
разность 
 до/после
0,270,17
Ивченков М.до1,682,15Реакция адаптации сбалансирована
после1,561,64
разность 
 до/после
0,120,51
Моисеева Т. до1,961,99Реакция адаптации разбалансировалась, 
устойчивость к нагрузкам понизилась
после2,172,11
разность 
 до/после
-0,21-0,12
Сокольникова О. до1,61,5Повышена устойчивость к нагрузкам 
после1,922,02
разность 
 до/после
-0,32-0,52
Трапезников М. до1,771,67Повышена устойчивость к нагрузкам 
после1,642,13
разность 
 до/после
0,13-0,46
Ушаков М. до1,942,04изменений нет
после1,952,05
разность 
 до/после
-0,01-0,01
Волкова Л. до2,081,89Реакция адаптации сбалансировалась,
устойчивость к нагрузкам повысилась
после2,11,66
разность 
 до/после
-0,020,23

• 3 человека - сбалансировалась реакция адаптации к нагрузкам;  
• 3 человека – активировалась система адаптации к нагрузкам, повысилась устойчивость к нагрузкам;  
• 1 человек - изменений в системе адаптации нет;  
• 1 человек – система адаптации к нагрузкам разбалансировалась и устойчивость к нагрузкам уменьшилась. Этот испытуемый имел самое плохое энергетическое состояние в начале эксперимента. Как выяснилось, последний испытуемый во время эксперимента был простужен и плохо себя чувствовал.
4. После эксперимента самое плохое энергетическое состояние было у того испытуемого, у которого изменений в реакции адаптации не обнаружилось. Вероятно пониженное энергетическое состояние - это результат не сработавшего механизма реакции адаптации на нагрузки.
5. Интересные результаты получены по данным ГРВ-съемок руководителя группы.  

Таблица 2.
Изменения интегральной энтропии в процессе проведения эксперимента у руководителя группы. 

ИспытуемыеДанныеЛевая рука энтропияПрававя рука энтропияРезультат
Руководитель группы
Терешкин С.
До начала практики2,091,58

Серьезный дисбаланс
реакции адаптации

Во время проведения
практики
1,451,87
Разность до/во время0,64-0,29
После окончания практики1,791,89Реакция адаптации
сбалансирована и нормализована
Разность, во время/ после-0,34-0,02

Во время практики у руководителя кардинально менялись параметры реакции адаптации на нагрузки, т.е. происходила «перенастройка» организма. Был зарегистрирован серьезный дисбаланс реакции адаптации и падение энергетики. Но к окончанию занятий реакция адаптции нормализовалась и сбалансировалась. Более того, площадь энергетического поля увеличилась по сравнению с исходной.  

Рис. 12. Энергетическое поле руководителя группы до, во время и после практики Туммо.



Вероятно, такие результаты у руководителя говорят о большем опыте и умении работы с энергиями, чем у остальных участников группы. Предположительно, у остальных участников должна проявиться такая же реакция несколько позже. Автор предполагает, что для более полной картины исследования необходимо также проводить замеры не сразу после проведения практики, а через 30-40 минут. Это позволит отследить отсроченную реакцию организма на практику. Результаты обработки данных эксперимента, полученных методом биоэлектрографии позволяют также говорить об эффективности каждой из психотехник, ведущих к пробуждению внутреннего огня и увеличению энергетического потенциала организма всех участников эксперимента.  Поскольку Йога внутреннего огня является лишь фундаментом в системе «Шести йог Наропы», определенный интерес вызывает продолжение исследования в направлении Кармамудры – работы с сексуальной энергией, которое открывает высшие формы йоги – Йогу Ясного света и ведет к запредельному блаженству, открывая вместерожденную мудрость.[12] Также в текстах указывается, что практикующий Кармамудру может достичь состояния Будды уже в этом воплощении [4 с.43]. По нашему мнению, техника Туммо йоги может представлять интерес не только для занимающихся йогой и духовным развитием, но и иметь прикладное значение – может быть использована для тренировки лиц, профессиональная деятельность которых связана с пребыванием в экстремальных условиях. Например, при подготовке участников научноисследовательских экспедиций для работы в условиях Арктики и Антарктики; при подготовки профессиональных  альпинистов и горных 
спасателей. А также для подготовки личного состава некоторых спецподразделений вооруженных сил России.  

Литература
1. Тибетская йога и тайные учения. Редакция, введение и комментарии У.Й. Эванса-Вентца / М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. – 480 с.: ил. 2. Давид-Неэль Александра. Магия и тайна Тибета. Перев. с англ. В. Ковальчук. – К.: «София»; М.: ИД «Гелиос», 2003. – 400 с. 3. Туччи Дж. Святые и разбойники неизведанного Тибета: Дневник экспедиции в Западный Тибет. 1935 / СПб.: Алтейя, 2004. 174 с. 4. Муллин Гленн. Хрестоматия по Шести йогам Наропы. Перевод, составление и введение Гленна Муллина; пер. с англ. В.Д. Ковалева. – М.: Открытый мир, 2009. –336 с. 5. Упанишады йоги и тантры. Пер. с санскр. и сост. Б.В. Мартынова. – М.: Алетейа,           1999. – 256 с.: ил. 6. Тринчер К.С. Теплообразовательная функция и щелочность реакции легочной ткани. Отв. ред. – д.б.н. П.А.Коржуев. М. Издательство АН СССР. 1960. – 107 с.                               7. Терёшкин С.Н., Коротков К.Г., Короткова А.К. Изменение энергии чакр в процессе       практики лунг гом туммо йоги / XI Международный Научный Конгресс по ГРВ       Биоэлектрографии. Наука, информация, сознание. Тезисы. – Санкт-Петербург, 2007, с. 136-137. 8. Терёшкин С.Н. К вопросу об обратимости биологических процессов в этномедицине. Туммо-йога: исследования и результаты / XII Международный научный конгресс по  ГРВ Биоэлектрографии «Наука. Информация. Сознание» 5,6,7 июля 2008, г.Санкт-Петербург, с.80-82.  9. Tereschkin S.N. Yoga of psychic heat (gtum-mo). Research techniques and results/The world Scientists. International Scientific and Research Journal. No.2, June 2013.IUFS PRESS, p.23-25. 10. Васубандху. Абхидхармакоша (Энциклопедия Абхидхармы). Пер. с санскр., введ. и коммент. Е.П. Островской и В.И Рудого. С-Пб.: «Андреев и сыновья», 1994.– 336 с. 11. Долин А.А. КЭМПО – истоки воинских искусств. – М.: Изд-во Ипполитова, 2008. – 704 с. – илл. 12. Янгчен Гавэ Лодой. Арья Нагарджуна о путях и ступенях Гухьясамаджи. Перевод и предисловие Тендзина Доржи; пер. с англ. В.Д. Ковалева. – Изд-во «Номос», 2011. – 224 с


 

Вход в систему